Радио на РИ — это крутой и мощный инструмент, который, увы, редко ценится — по крайней мере, у нас в Сибирском регионе. А ведь сделать на игре классное радио не так уж и сложно. Нужно только знать, зачем и как это делать.
Давайте расскажу.
Где это уместно
Если оно является частью игры — это весь XX век (разные люди изобретали радио всю последнюю треть XIX века), современность, будущее, стимпанк, не говоря уж про психоделические авторские миры.
Если же оно выполняет игромеханические функции — так и вообще где угодно.
На кабинетной игре проще обойтись колонками, но вот на базе или в поле радиопередатчик намного удобнее.
Что радио может дать игре
Плюсов у радио масса. Основное его свойство как технологии — это (спасибо, кэп) передача одной и той же информации сразу большому количеству людей. Как же мы можем это использовать?
Информационные вбросы
Самая-самая разная информация, которая должна дойти до всех. Игровая. Неигровая. Неигровая под видом игровой.
Можно использовать его для неигровых, но важных объявлений («Водитель белого шевроле, пожалуйста, припаркуйся в другом месте, дай проехать машине с горбылем», «Кто не получил паспорт — подойдите в мастерскую комнату без очереди»).
Можно вести отсчет времени, если оно у нас на игре делится на какие-то циклы или, скажем, уроки («В Ленинграде полночь!» «Внимание, начинается Час Нереста, Время Наживки и Крючка, всем надеть скафандры!»). Все равно половина игроков забывает взять часы.
Можно с помощью объявлений или смены фоновой музыки маркировать события в игре. Сразу напрашивается мысль про Сайлент Хилл, например; когда весь мир в один миг выворачивается наизнанку и нельзя одновременно «перевернуть» декорации на всём полигоне, можно легко показать это через смену фона.
А если приемниками обеспечить только часть игроков, то можно транслировать сообщения конкретно им. Хорошо работает в случаях, когда по какой-то причине нельзя использовать рации.
Например, для игры Dragon Age: Город Цепей мы использовали следующую фишку: раздали Серым стражам приемнички с наушниками, чтобы они постоянно носили один в ухе. На их волне фоном шли «голоса в голове» — зацикленный мрачный гнетущий эмбиент с шепотками. Когда на город готовился набег монстров, мастер одной рукой командовал игротехникам выдвигаться, а другой переключал на радиоволне трек — с вкрадчивых шепотков на дикий вой и рёв. Серые стражи мгновенно понимали: на город идет атака, — подрывались и бежали ее отражать.
Атмосфера
Самоочевидно, что музыка — это очень, очень мощный инструмент создания фона. Использовать его надо аккуратно. Хорошо подобранная музыка задает настроение, плохо подобранная может его резко сбить. (Мастерам: убедитесь, что игроки, вывозящие радио, понимают эту простую вещь).
Локальное использование звука в этом плане уже хорошо освоено. Мы умеем ставить колонки в кустах, используем аудиозаписи как источник информации, навострились подавать музыкой сигналы. А специфика именно радиостанции — в том, что, стоит заиграть Той Самой Песне, как атмосфера окутывает сразу весь полигон, и даже для разобщенных физически локаций создает общее пространство.
Музыка может даже закрыть и сгладить многие недоработки антуража, так как воображение подстраивается под звук и автоматически переносит нас в нужное время и место. Немного Луи Армстронга — и вот уже вокруг нас Фоллаут. Волынки — Шотландия. «Лебединое озеро» — ясно, на дворе девяносто первый год. Русские романсы — начало века. Стигмата — вот же он, наш 2007, вернулся! Ирина Аллегрова... ок, это уже не игра, это афтепати в терминальной стадии.
Но не одной только музыкой живем.
Все, что транслируется по радио (при условии, что оно грамотно подано и не уныло) — также работает на атмосферу. Объявления, реклама, новости, общение в прямом эфире — все это очень сильно объединяет игроков, задает им не только атмосферное, но и информационное пространство.
Инфополе и журналистика
Боже мой, как же классно радио работает в качестве СМИ.
Начитать новость по радио быстрее, чем писать-верстать-печатать-распространять, — следовательно, новости будут актуальнее. Охват аудитории шире, чем у бумаги — слушать можно и на ходу, а читать надо вдумчиво. (Там, где есть вайфай, конечно, мобильные СМИ вырываются вперед по скорости сообщений, но смартфоны уместны далеко не везде.)
Как и любое СМИ, радио отлично формирует общественное мнение — это прекрасный инструмент, если на игре есть политика.
Когда происходит любой движ, его освещение на радио только усилит и даст новые поводы его развивать и продолжать. Люди любят получать на свои действия фидбек, это очень их мотивирует. Сюжеты крутятся — эфиры мутятся! Если на игре есть заведения — пусть по радио звучит их реклама. Есть есть общественные деятели — пусть светятся в прямом эфире на дебатах и интервью. Есть мистика — пусть врывается в эфир!
Все эти фишки можно использовать как вместе, так и по отдельности. Наверняка можно придумать и что-то еще, не претендую на всеобъемлемость. Соответственно, радиоточкой могут заправлять как мастера, так и игроки — зависит от поставленных задач. Определитесь сразу, будет ли это игровое СМИ, элемент атмосферы или просто часть какой-то механики — и станет понятно, на кого можно это повесить.
Далее в программе: мануал для тех, кто взаправду решил, что будет заниматься на игре этим благим делом — вещанием. Кто бы это ни был — важно понимать одно. Эти люди офигенно устанут.
Stay tuned! Как сделать крутую радиостанцию на ролевой игре
Техническая часть
Когда мне пришло в голову, что я хочу вывезти на игру лучшее в мире радио, я не понимала про это дело совсем ничего. Первое, что пришлось узнать: если начать гуглить, можно наткнуться на форумы радиолюбителей и всерьез напугаться. Позволим же себе быть непрофессионалами и будем угорать без фанатизма.
Вот, например, список необходимого и достаточного стаффа для радио формата СМИ (далее речь пойдет именно про этот формат).
- Передатчик. 5-10 Вт, больше вам на территорию полигона вряд ли понадобится. Можно купить в интернете или магазине радиотоваров (он послужит вам не раз), можно одолжить, можно даже спаять самому (но лучше не стоит).
- Антенна. Часто идет в комплекте с передатчиком.
- Микрофон со стойкой. Конденсаторный, например. Стойку надо обязательно, даже не думайте без нее обойтись. Никогда не держите микрофон в руках. Тем, кто передает микрофон друг другу во время эфира, просто надо всыпать плетей.
- Наушники. Несколько пар. Можно, кстати, использовать usb-гарнитуры с микрофонами, но отдельный микрофон гораздо приятнее.
- Ноутбуки с программой для вещания (мы, например, использовали RadioBoss). Лучше несколько. Через один пойдет вещание, второй будет стоять рядом в качестве экрана с текстом, третий — для монтажа готовых выпусков, четвертый — про запас.
- Диктофоны. Не забудьте батарейки и переходники к ним. Сгодятся, чтобы взять интервью в поле, записать компромат или наговорить рекламный текст.
- Удлинители, флэшки и прочая пежь, без которой не обходится электроника.
- Приемники для раздачи населению. Без них ничего не выйдет.
- Минимум один человек с руками, представляющий, что куда втыкать.
Так себе факт: вещать на FM-частотах без лицензии в России нелегально. Но за несколько дней с покрытием в пару квадратных километров вряд ли ваши развлечения кто-то заметит. Удостоверьтесь на всякий случай, что рядом с полигоном нет секретных объектов, и забейте.
Прим. Кошака: Но помните, что радио распространяется и за границы полигона, а для маленьких радиохулиганов припасены соответствующие статьи АК РФ (от 2100р штрафа с физлица с конфискацией всей электроники, до... сколько насчитают по закону о СМИ и охране авторских прав), а материалом обвинительной стороны будет запись средств радиоконтроля — дело техники.
Поэтому озаботьтесь тем, чтоб вещание, по возможности, не выходило за пределы полигона. Опустите антенну, уменьшите мощность передатчика. Иногда достаточно десятков милливатт :)
Команда
Итак, функции, которые нужно распределить. Это всё — технические моменты, их надо четко настроить в начале и потом только поддерживать. Когда каждый человек в команде хорошо представляет, как что работает и кто за что отвечает, это снижает вероятность тупых фейлов в десятки раз.
Идеально, когда все умеют всё хотя бы понемножку, но взяли на себя не более двух вещей; при интенсивной игре в функцию (а этим вы в первую очередь тут и занимаетесь — обеспечиваете функционирование механизма, дающего игре крутые особенности) легко убиться до полного невменоза. Не надо так.
- Человек у микрофона. Диджей, диктор, ведущий — тот, кто ртом прямо туда слова говорит. Необходимые навыки: четкая дикция, хороший голос и умение им владеть. Если он читает с листа — этого достаточно. Если ведет прямые эфиры — хорошо, чтобы он еще был скор на язык и умел модерировать диалог. Это всё, кстати, тренируется. Не пренебрегайте скороговорками. Читайте книги вслух. Записывайте себя на диктофон, пока не услышите что-то приличное. Оттачивайте кэтч-фразы. Проштудируйте методичку по технике звучащей речи. Не дышите в микрофон!
- Человек, следящий за музыкальным эфиром. Должен уметь обращаться с программой, через которую идет вещание: переключить трек, накидать плейлист, бахнуть джингл, включить/выключить микрофон. В идеале это должны уметь абсолютно все.
- Человек, готовящий тексты. Если вы думаете, что можно будет обойтись без такого чувака и читать корявки с клетчатой бумажки, то ваш эфир обречен на «эээ» и «чё?! чё тут написано?» Сильно облегчит жизнь диктору и снизит количества каши в эфире. Может сидеть рядом и печатать на соседнем ноутбуке, подсовывая ведущему текст. Необходимые навыки: грамотность. Не только орфография, но и пунктуация. Без пунктуации логические ударения наверняка пойдут не туда, и на слух это будет ужасно.
- Человеки-репортеры. Те бессовестные люди, что носятся в поисках новостей наперевес с диктофонами и иногда забегают в рубку выпить ваш вискарь и скинуть файлы. Без журналистов СМИ — не СМИ, что уж там. Только от них вы будете узнавать, что происходит на полигоне, так что вербуйте их заранее и в количествах. Репортеров много никогда не бывает.
- Человек, что может в обработку звука. Тот, кто схватит принесенный репортером файл, обработает его хоть как-то в меру сил и превратит в .wav, который можно выпускать в эфир. Без него беготня репортеров совершенно бессмысленна, потому что всё нахрен встанет. Чем больше людей такими навыками обладает, тем лучше.
- Очень облегчает всем жизнь человек на подхвате. Тот, кто принесет в рубку кофе, перевернет табличку «ТИХО! ИДЕТ ЭФИР!» правильной стороной, отследит во вторых наушниках, слышно ли диктора, побегает туда-сюда с флэшками, напомнит, где лежат игровые деньги, сменит батарейки в диктофоне, воткнет вилку в розетку и еще раз принесет кофе. Эту функцию могут и будут выполнять все по очереди, но ей-богу, если у вас есть отдельный игрок для этого — не пренебрегайте таким счастьем.
- Last but not least: человек с руками. Тот, кто реально шарит, как работает вся эта магия, на какой высоте вешать антенну, знает, куда вставлять микрофон, чтобы зазвучало, и сможет догадаться, какой именно переходник вы забыли дома. Минимум один раз он вас спасет от позора. Ай, да кому мы врем – «один раз», ха-ха. Держите его при себе, поите, кормите, благодарите и не ссорьтесь с ним хотя бы до конца игры.
Планируем игру
Оборудование добыто и протестировано. На полигоне еще придется с ним намаяться, но это будет нескоро. Сейчас — время для работы головой.
Так себе факт: любая журналистика на РИ требует массу внимания, если вы хотите сделать более-менее достойный продукт. Съемки и записи надо обрабатывать, тексты записывать и верстать, и даже про твиттер требуется хотя бы постоянно помнить. От непосредственно ролевой игры это отжирает кучу времени, так что тщательно оценивайте свои силы и не берите вдобавок к сложной функции еще и сложную роль.
Для начала определитесь с форматом. Радиостанцию нужно помыслить два раза: снаружи игры и изнутри ее. И потом еще разок, находясь где-то между.
Мыслим снаружи:
- Для чего мы будем использовать вещание, какие цели перед нами поставили?
- Кто у нас есть в команде, что эти люди умеют и хотят делать?
- Сколько времени они хотят уделить игре, а сколько — работе на радио?
- Понимают ли они, что при серьезной работе на радио три четверти времени они будут играть только в него?
- Какое впечатление мы в итоге хотим произвести, какой прототип радиостанции берем за основу?
- Как мы поведем себя, если обстоятельства заставят нас покинуть станцию? Если главного диджея убьют, как это на нас повлияет?
- Если вдруг аппаратура полетит, что будем делать?
Это обязательно надо проговорить, чтобы радиостанция как элемент мира получилась максимально устойчивой и независимой от игровых ситуаций. Не в том смысле, что никто с ней ничего сделать не может, а в том, чтобы ресурс никогда не простаивал и был использован на максимум. Привезти радио на игру и не пользоваться им на полную — это очень тупо.
Мыслим изнутри:
- Кто наши персонажи, какие у них функции на радиостанции внутри игры?
- Насколько межперсонажные отношения могут влиять на происходящее на станции?
- Определим ранки жанра вещания: что у нас в эфире можно, что нельзя?
- Какая у нас станция — развлекательная, новостная, пиратская, государственная?
- Какая музыка у нас может звучать?
- Какие передачи нам по кайфу делать?
- Что нельзя пускать в эфир ни в коем случае?
Определились? Ну что ж, тогда пора заняться сеткой вещания.
Строим сетку вещания
Если вы ограничены несколькими задачами (например, услаждать всеобщий слух фортепианной музыкой, а раз в четыре часа читать в эфире страшные истории по мотивам произошедшего на игре) — сформируйте четкое расписание, подготовьте музыку для промежутков и горя не знайте.
А если список ваших задач расплывчат — о, тогда не стесняйтесь, фантазируйте, прикидывайте варианты, делайте заготовки. И сразу же обозначайте: что для этого нужно, кто этим займется, что можно сделать дома и сколько времени это займет в эфире. Записывайте все идеи. Даже бредовые. Когда дело дойдет до игры, перестанет хватать времени на всё и придется отчаянно импровизировать, — нужно, чтобы у вас было из чего выбрать.
Накидав достаточно идей, составляйте из них сетку вещания. Примерные вопросы для размышления:
- Во сколько начинать и заканчивать вещание? (На самом деле вопрос о том, кто когда готов просыпаться и засыпать).
- Когда игроки просыпаются и когда начинают играть?
- Есть ли запланированные важные игровые события? На это время интересные программы в эфире лучше не ставить.
Есть вещи, которые лучше подходят под слабую динамику игры. Это интервью, конкурсы, встречи в прямом эфире, письма читателей – то есть связные сравнительно длинные передачи, требующие внимания слушателя. Когда людям по какой-то причине нечего делать – они с удовольствием слушают радио, в том числе и отвлеченные вещи.
Под сильную динамику лучше подходят короткие актуальные новости. Игроки видят, что их усилия заметны, и начинают играть еще лучше.
А адекватная времени и месту музыка уместна всегда.
Вот так, например, выглядела наша сетка вещания на Игры Патриотов. Сыграло 10 пунктов из 12 — конкурсы и культурные обзоры остались за бортом, но это было совсем некритично.
Хинты
Насчет приемников. Ради бога, сделайте это сами, не надейтесь ни на кого. Найдите оптовый склад, скажите игрокам, что будет массовая закупка, соберите с людей деньги, купите и раздайте им приемники перед игрой. Это в ваших общих интересах.
Джинглы. Маленькие музыкальные заставки для разных передач. Их надо заготовить в количествах. Записать и свести заранее. А потом поставить на горячие клавиши. По джинглам ваша радиостанция запомнится многим — пусть они будут клевые.
В студии хорошо иметь доску для записок. Очень много вещей нужно будет держать перед глазами — от горячих клавиш на пульте до расписания и списка вещей, которые надо зачитать в ближайшем эфире.
Любое интервью, дебаты, встречи начинайте с краткой предварительной лекции для гостя «как обращаться с микрофоном». Не кусать, не лизать, не дышать, не трясти, говорить строго по очереди и вот на таком расстоянии. Мелочи, да. Но повышают качество в разы.
Не забывайте отключать микрофон. Особенно перед тем, как выругаться в студии. Про это тоже лучше повесьте напоминалку перед глазами.
В обойме должны быть плейлисты для разного времени суток и разной погоды. Драм уместнее ночью, чем с утра, а блюз лучше слушать в дождь.
Заранее выберите 5-6 песен, которые будут хитами ваших чартов. Если не уверены, посоветуйтесь с мастерами (только не озадачивайте их подбором треков, а лучше предложите варианты сами).
Титры – это важно. Не поленитесь, подготовьте песню (или несколько вариантов песен) для финала.
Приятного вам вещания. Получайте фан сами, делайте красиво другим — всё у вас получится!